Статьи :: Жилье в автопутешествии
Павел Садчиков

 

Жилье в автопутешествии

 

«Двум богдыханам в огромном дворце тесно. Двум беднякам и на одной циновки уютно».

Восточная мудрость.

 

Одним из основных вопросов, связанных с организацией длительного автопутешествия, является проблема проживания (ночевки) на маршруте. Очень важно, где и как вы будете жить во время путешествия. Свобода перемещения и предварительное бронирование – вещи несовместимые, поэтому определяться с вопросом – как будет организовано жилье на маршруте – надо заранее.

Жить можно где угодно. Варианты многообразны и очень индивидуальны. Пригодно всё – от пятизвёздного отеля, если устраивает по цене, до любого варианта «дикого» отдыха, если нет специальных требований к комфорту – на сеновале в деревне или в палатке на берегу озера. Важно, чтобы у вас и (тоже очень важно!) у всех участников поездки не возникало чувство дискомфорта.

Желательно определиться сразу, до начала путешествия, какие вы предъявляете требования к условиям быта – ночевки, питание, гигиена т.д. Иначе потом могут возникнуть проблемы из неожиданно обнаружившихся расхождениях во взглядах на основополагающие принципы организации отдыха. Необходимы ванна и горячий ежедневный душ в двухкомнатном люксе или вполне достаточно палатки на двоих, кострища, звездного неба и моря под ногами.

Здесь мы сделае попытку акцентировать внимание на организации самостоятельных, то есть максимально независимых путешествий и кратко рассмотрим варианты проживания в автопутешествии. Независимых в том смысле, что для проживания используется то, что есть в наличии здесь и сейчас.

Это может быть машина – та, которая есть в наличии. Или специальное транспортное средство, максимально приспособленное для дальних автопутешествий – караван или кемпер. Это может быть и специализированное место, предусмотренное туристской инфраструктурой, мотели, отели, кемпинги. Ну и, конечно, палатка, куда без этого универсального для всех кочевников жилища?

Жилье в автопутешествии. Машина как кемпинг на колесах

Рассмотрим несколько подробнее различные варианты проживания. Начнем с самого простого, того, что находится под рукой или точнее, в чем находятся большую часть времени автопутешественники – собственно, автомобиль.

Любой автомобиль, в котором вы путешествуете, это ваш дом на колесах и у вас всегда есть крыша над головой, а трансформируемый салон позволяет за несколько минут превратить автомобиль в достаточно удобную спальню. Причем оставаться в машине и спать в ней, вы можете в любом удобном для вас месте, где разрешена стоянка. Это могут быть: заправки, с большими участками отдыха; зоны отдыха на скоростных трассах, около мотелей и кемпингов: парковки у крупных или мелких магазинов и офисов. А лучше – на природе, в любом понравившемся вам месте – на берегу реки, озера или моря, где тихо, красиво и  удобно. Разнообразие вариантов – множество. Преимущества – значительная экономия финансов (за ночлег платить не надо) и минимальное время подготовки и перехода от бодрствования ко сну – вы всегда на месте.

Заниматься поиском отелей после дневного перегона или насыщенной программы осмотра достопримечательностей, иногда бывает не с руки. Хочется отдохнуть, поесть и выспаться. А поиски отеля или кемпинга и последующее обустройство в них – это минимально еще два-три часа дополнительного времени и нервов, с неопределенным результатом. И выспаться там все равно удастся не лучше чем в машине.

Если вы путешествуете вдвоем, то при минимальном переоборудовании, вы всегда, достаточно комфортно, можете переночевать прямо в автомобиле. В крайнем случае, демонтировав задние сиденья,  вы можете оборудовать постоянное спальное место. Специальный чехол-тент, позволяет готовить и есть в непогоду и закрывает окна автомобиля на ночь от комаров и любопытных прохожих.

Три фактора ограничивают возможность использования машины для ночевки. Во-первых, это комплектация экипажа, то есть если в экипаже вашего автомобиля более двух взрослых человек и ваша машина, это стандартный пятиместный седан. Во-вторых, климатический (температурный) фактор – ночевать в машине при температуре ниже +5*С без дополнительного специального снаряжения некомфортно. В-третьих, конструктивный фактор – салон универсальной автомашины не полностью трансформируется в спальные места.

В любом случае, нельзя планировать постоянное проживание (ночевки) в неприспособленной специально для этого машине. Мы не имеем в виду дом на колесах или дом-прицеп, получившие в народе названия кемпер или караван. Мера это временная, только на маршруте длительного перегона. И в этом случае минимум раз в три-четыре дня необходима остановка в «цивилизованном» месте (если не отель, то хотя бы кемпинг), чтобы принять душ, постирать и поспать вне надоевшего салона автомобиля.

Следующим по степени сложности вариантом для проживания являетя палатка. Если у вас переездов мало, то вам будет удобен этот самый демократичный и дешевый вариант. Палаточный лагерь может быть сделан основательно и оборудован всем необходимым для комфортного отдыха.

Жилье в автопутешествии. Палатка в кемпинге

Рядом с палаткой, разворачивается весь комплекс сервисных удобств – кухня, столовая, мебель. Это может быть цивилизованный кемпинг или дикая стоянка на берегу озера или моря, неподалеку от мест осмотра достопримечательностей.

Конечно, многое определяется графиком вашего конкретного путешествия и программой осмотра достопримечательностей. И поэтому, если у вас сегодня достаточно времени для установки палатки, а потом демонтажа лагеря – обязательно ставьте. Палатка, это все-таки другой уровень комфорта. Это всегда больше пространства и смена обстановки.

Далее, по степени комфорта, но и связанных с ним уровню затрат – кемпинг или мотель. Если ночь застала вас на перегоне, предпочтительнее использовать кемпинги или зоны отдыха на скоростных трассах. Минимум раз в неделю, на 2-3 дня, планируются остановки в цивилизованных условиях (душ, кровать, кофе в фарфоровых чашках). Как вариант разнообразия (не как система), это и приятней, и дешевле, чем отель, о которых пойдет речь далее.

Жилье в автопутешествии. Кемпинг или мотель

Сегодня мировая сеть системы организации временного проживания чрезвычайно разнообразна, на любой вкус и кошелек. Отели (от пяти- до однозвездочных и малобюджетных), гостиницы, апартаменты, хостелы и общежития, пансионаты и клубные отели, деревенские дома и замки, монастыри и церкви, специальные отели для студентов, путешественников (бэкпекеров) и автопутешественников (кемпинги и мотели). Причем не всегда связь между звездностью отеля (стоимостью проживания) и качеством предоставляемых услуг однозначна.

Отели для автопутешественников нужны только при проживании в крупных городах. В этом случае лучше останавливаться ближе к центру – все достопримечательности рядом и забежать передохнуть недалеко. Если вы не определились заранее, то надо обратиться в городской туристический информационный центр и вам посоветуют несколько вариантов проживания, устраивающие вас. Лучше, если вы будете заранее знать адреса и места расположения этих информационных центров. Можно совместить осмотр города с поиском недорого отеля. Они обычно располагаются недалеко от центральных площадей или в районах ж/д и автовокзалов. Ищите вывески Hotel*, Bed & Break-fast или Hostel.

Да и в этом случае автотуристу часто проще поселиться в кемпинге в пригороде и использовать для осмотра города общественный транспорт.

Если вы любитель цивилизованных, городских достопримечательностей, то лучше, если место, в котором вы остановились, расположено в центре, это позволит избежать бесконечных разъездов, сэкономит деньги и время.

Забронировать отель или кемпинг по телефону или через Интернет на всем протяжении маршрута не проблема. Основное неудобство – такой заказ (и предварительная оплата), жестко «привязывают» ваше путешествие и по времени и по маршруту следования, отнимают самое главное – свободу путешествия.

Для настоящего путешественника отель, в его классическом понимании, как место временного проживания с телевизором, телефоном, баром, ванной, холодильником, огромной кроватью и хрустальной люстрой не нужен, излишен по спектру предоставляемых услуг и удобств. Истинный путешественник всегда в дороге и на ночь ему необходимо всего лишь удобное место, в котором ему можно переночевать. Все его требования к комфорту – это удобная постель (не обязательно кровать), чтобы было чисто, тепло, безопасно и тихо.

Жилье в автопутешествии. Домик в придорожном кемпинге

Истинно свободное путешествие протекает, без жесткой привязки к месту и времени. Есть привязка к обобщенному понятию маршрута, но никогда не знаешь точно, когда ты прибудешь в ту или иную точку. Поэтому, обычно, приходится ориентироваться по месту. Многие опытные автопутешественники, в том числе и автор этих строк начинают определяться с жильем по факту прибытия в очередную точку маршрута. И потом, как уже говорилось выше, в запасе всегда есть автомобиль, «дом на колесах», в котором можно устроить удобную постель уже через несколько минут после остановки.

Некоторым читателям, приведенные здесь советы об организации быта в автопутешествии  в полевых условиях покажутся слишком спартанскими. Не стоит переживать по этому поводу. Значит, эти советы не для вас и вам лучше сразу обратиться к отелям или кемпингам. Каждый выбирает свой вариант.

В любом случае, в выборе условий проживания многое определяется ответом на простой вопрос: «Что является основополагающей идеей путешествия». Едете в Карелию на озёра рыбачить – это одно, едете в Испанию-Португалию кататься на виндсерфе, это другое; едете в Париж или Рим показать детям Диснейленд, а жене Лувр и Эйфелеву башню или совершаете автопробег вида «Галопом – по Европам, 7 стран за 5 дней» - это всё разные варианты организации время провождения и быта.