Статьи :: Собираюсь в отпуск на автомобиле. Часть вторая
Виктор Лебедев

Собираюсь в отпуск на автомобиле. Часть вторая

Итак, время старта приближается. Пора подумать о подготовке автомобиля к дальней поездке. Значительную часть предполагаемой работы можно выполнить самому, но некоторые работы требуется (ну или желательно) делать в автосервисе.

За две недели до поездки, я, предварительно составив список регламентных работ, загнал машину на эстакаду в ближайшем гаражном кооперативе. Описывать работы, которые я занимался, нет большого смысла т.к., если вы обслуживаете свою машину сами, то учить вас ни к чему, ну а если в сервисе, то тем более. Потратив почти весь день на самостоятельное ТО, я составил еще один список работ, но уже для автосервиса. Надо было сделать компьютерную диагностику двигателя и проверить геометрические параметры подвески колес на лазерном стенде. Собственно на этом всё техническое обслуживание было закончено.

И всё же я выделю две операции, про которые многие водители забывают и, как показывает практика, не редко им приходится жалеть об этом.

Первая. Какой бы конструкции у вас не был аккумулятор, при постоянной езде по городу, он практически всегда находится в состоянии 60-70% от полной емкости заряда. Для езды по городу этого обычно хватает, но в дорогу я бы посоветовал снять и зарядить аккумулятор полностью. Ближний/дальний свет, дворники, кондиционер или климат-контроль, музыка – всё это нуждается в достаточно большом количестве энергии, которую один генератор может и не осилить. Вы, вполне логично, желая ехать в экономичном по расходу топлива режиме, будете выбирать повышенные передачи МКПП (автомат это будет делать за вас) стремясь, тем самым, снизить обороты работы двигателя и снизить расход топлива. Но обороты двигателя прямо влияют на силу тока, вырабатываемой генератором, поэтому аккумулятор будет помогать в восполнении недостающей энергии. Если вы не позаботитесь об аккумуляторе перед поездкой, то при очередной остановке может произойти конфуз – вы не сможете завести двигатель из-за полностью разряженного аккумулятора. Понятно, что машину с МКПП можно растолкать или завести с буксира, а если у вас АКПП?

Вторая. В автосервисе, пока машина висела на подъемнике, я, при помощи пневматического гайковерта, снял все четыре колеса. Для чего? Для того чтобы, в случае прокола колеса, я мог его  заменить, используя штатный набор инструментов. Дело в том, что пневматические гайковерты, широко используемые во всех сервисах страны, способны затянуть колесный болт или гайку, просто с нечеловеческим усилием, в результате внеплановое снятие колеса может превратиться в настоящую муку. Поэтому настоятельно всем рекомендую – окончательную протяжку колес после ремонта на СТО делайте сами - тем ключом, который всегда возите с собой. Как в итоге сделал я – промыв в солярке все колесные болты и высушив их, смазал высокотемпературной, содержащей медь, смазкой. Она лучше, хотя и дороже, всеми рекомендуемой графитной, т.к. не вымывается водой. Поставив колеса на место и наживив все болты, окончательную обтяжку я делал простым динамометрическим ключом с усилием 110-120 н.м. или в грубом переводе на русский – около 12 кг. Для справки – конуса на колесных болтах и гайках сделаны не просто так. С их помощью происходит окончательная центровка колеса на оси. Поэтому все работы с колесами надо производить ручным инструментом. Кстати штатный колесный ключ имеет не очень длинный рычаг и сделан не из самой лучшей стали, именно для последней защиты «от дурака». 10-12 кг – это не очень большое усилие, которое вы вполне можете обеспечить просто сильной затяжкой от руки, без применения удлинителя и прыгания ногой на ключ.

Кемпинги в России. В отпуск на автомобиле

Завершая разговор о подготовке автомобиля к поездке, выскажу свою точку зрения на автомобильные принадлежности, которые надо брать с собой в дорогу и без каких можно вполне обойтись. Итак, что берем с собой? Штатный комплект инструмента, домкрат, буксировочный трос, знак аварийной остановки, огнетушитель, аптечку для ремонта бескамерных шин, авто компрессор. Из жидкостей я всегда с собой беру литр моторного масла и литр антифриза, а так же три – четыре двухлитровых бутылки с водой – для бочка омывателя, мытья фар и рук. Медицинскую аптечку я пару раз в год проверяю и поддерживаю в пригодном, для оказания экстренной помощи, состоянии. Всё, выше перечисленное я всегда распределяю по багажнику так, чтобы в любой момент можно было быстро достать для использования по назначению. Эксплуатационные жидкости и воду удобно крепить при помощи резинок т.н. «пауков» к обратной стороне спинок заднего сиденья, а для всего остального, как правило, есть штатные места.

Ну вот, вроде бы всё готово к поездке и наконец, наступает долгожданный день отъезда. Опыт поездок в любое время дня и ночи, в любых погодных условиях на различные расстояния, привел к выработке определенного правила – не надо без особой на то нужды, нарушать привычный распорядок дня. В дороге необходима максимальная концентрация внимания и недосып или пересып могут оказать на неё существенное влияние, что, в свою очередь, может привести к самым разным последствиям. В общем, сдвинул я своё привычное время подъема ровно на тридцать минут раньше. По моим расчетам, эти тридцать минут, позволят мне выехать из города, не начиная день со стояния в пробках. Завершив свой обычный утренний круговорот, я приступил к загрузке багажа в автомобиль. Первое правило – все вещи надо укладывать плотно друг к другу, чтобы они при резких изменениях траектории движения, не добавили дополнительных хлопот своим перемещением в пространстве. Второе правило – доступ к запасному колесу должен быть максимально упрощен, в противном случае, вас ожидает (не дай Бог) малоприятная процедура выкладывания скарба на дорогу. Третье правило – пакет (сумка) с термосом и бутербродами, огнетушитель и медицинская аптечка должны лежать самого края багажника, чтобы даже посторонний человек, при необходимости, их мог легко обнаружить. Ну вот, вроде бы и всё – багажник укомплектован и загружен, можно закрывать. В салон с собой бутылку жидкости для питья в дороге. Кофр с фотоаппаратурой – самое подходящее место сзади пассажирского сиденья, внизу на резиновом коврике.

Теперь самое главное – присесть и молча прогнать мысленно все основные моменты сборов в дорогу. Проверить наличие документов и денег. Всё! С Богом!

Сажусь за руль, ключ на старт – поехали…

Настало время рассказать о моей методике езды на большие расстояния. Прежде всего, в точке отправления я обнуляю суточный одометр и фиксирую время выезда. На выезде из города заправляю бензобак по самую пробку на АЗС, привычного для меня бренда. По самую пробку – это важно. Т.к. в случае с моим автомобилем – это дополнительные три литра топлива, поместившегося в широкую и длинную заливную горловину. И вот только теперь начинается очередной для меня «дальняк» с непривычной целью – я в отпуске. Тем не менее, я решил не вносить изменений в выработанную годами и километрами методику езды. Первый час я вкатываюсь, привыкаю к ритму трассы, поэтому задача на первый час пути – проехать минимум 60 километров. Засекаю показания одометра и время старта – вперед. Через час первая остановка на десять минут. Обязательно выйти из машины, подышать свежим воздухом. Поднимая руки вверх – вдохнуть полной грудью – расправить легкие и выпить первую чашку кофе из термоса. Перерыв закончен. Следующая остановка через 200 км, т.е. примерно через два с половиной часа. Задача на второй час езды – проехать не менее 80 км, что соответствует средней скорости движения по спидометру 100 – 110 км/час. Задача минимум на весь маршрут – не допускать снижения среднечасовой скорости ниже 80-ти реальной пройденных километров. Где-то получается быстрее, где-то медленнее, но 80 километров за час я проезжать обязан.

Кемпинги в России. В отпуск на автомобиле. часть 2

Постоянный контроль над скоростью движения очень дисциплинирует и не позволяет расслабляться. Обязательны остановки в пути не только санитарного плана, но, прежде всего, для вентиляции легких, которые снабжают кровь кислородом. Если вы курите, то рекомендую все перекуры осуществлять во время остановок. В машине не курить. В зависимости от многих факторов – погоды, настроения, трафика и времени суток, я определяю график путевых остановок. Ночью – это всегда – каждый час или не более 100 километров пройденного пути. Днем, чаще всего, каждые два часа и не более 200 пройденных километров. Время остановок – от 10 до 20 минут. Питание – кофе и бутерброды, взятые с собой. Проводить в дороге дегустацию блюд местечковых поваров, занятие для сильных духом с желудком из нержавеющей стали. Я себя к этой категории не причисляю, поэтому в исключительных случаях пью кофе с выпечкой на АЗС бренда, которому я доверяю. И еще, очень важно четко представлять себе весь свой путь и для контроля держать под рукой карту маршрута. Плутать, возвращаться и нагонять – не самые интересные занятия вообще, а в дальней поездке особенно.