Статьи :: Развитие сети кемпингов как составляющая часть улучшения экологической ситуации водоемов
Виктор Лебедев

Развитие сети кемпингов как составляющая часть улучшения экологической ситуации водоемов

Политические и экономические перемены, происходящие на территории бывшего СССР в конце XX начале XXI века, в значительной степени оказали влияние на экологическую ситуацию в России. В этом смысле, Россия полностью подтвердила мировые тенденции - экономические потрясения всегда приводят к экологическим кризисам.

Рассмотрение столь глобальных перемен на территории Российской Федерации не является целью настоящего доклада. Я бы хотел остановиться лишь на двух факторах, имеющих непосредственное отношение к теме. Первый из них – миграция населения России в 90-х годах прошлого столетия. Второй – всеобщая автомобилизация населения РФ в начале нашего века.

Мощная волна эмиграции из России в начале 90-х годов, иммиграция русских из республик бывшего СССР, внутренняя миграция населения, полностью перекроили демографическую карту России.  Города – «миллионники» и крупные промышленные центры притянули к себе большое количество работоспособного населения на рабочие места, освобожденные эмигрантами и вновь созданные, за счет внедрения новых технологий и привлечения крупных иностранных инвестиций. Пустеющие моногорода, заброшенные деревни – стали вполне обычными на огромной территории нашей Родины. В то же время, начали прирастать новыми территориями мегаполисы, создаваться крупные промышленные кластеры. Вместе с созданием, восстановлением и ростом производств, начали расти доходы населения. Меры Правительства России, направленные на поддержку и развитие отечественно автомобильной промышленности в начале «нулевых» годов дали первые результаты. Крупные банки начали создавать и развивать систему автокредитования населения. Всё это в совокупности привело к своеобразной автомобильной революции в России. Автомобиль перестал быть роскошью, разумная ценовая политика автопроизводителей, сделала возможной его покупку для широких слоёв населения. Автомобилей на дорогах стало не просто больше, их стало настолько много, что существующая сеть автомобильных дорог перестала справляться, обычным явлением стали пробки в крупных городах и заторы на автострадах по выходным дням.

Государство, хотя и с большим опозданием, начало реконструкцию существующих автомобильных дорог и строительство новых. Россияне постепенно привыкают к тому, что автомобильная дорога может являться не только направлением движения, но и приносить удовольствие от путешествий по стране. Поездки на рыбалку или охоту на расстояние в 200 – 300 км стали обычным делом. В специализированных передачах на ТВ активно рекламируют маршруты выходного дня для автотуристов. Развитие автодорожной сети сделало доступными новые маршруты для пешего и водного туризма. К сожалению, из-за плохого развития, а местами и полного отсутствия сопутствующей инфраструктуры, туристическая индустрия просто не в состоянии охватить своим вниманием и придать цивилизованный вид вновь народившемуся народному туризму, который, по своей сути, сегодня является «диким». В результате, места для отдыха, полюбившиеся «диким» туристам очень быстро захламляются бытовыми отходами. Страдает не только флора, но и фауна. На лицо все признаки надвигающейся экологической катастрофы.

Очевидно, что нельзя пускать на самотёк решение столь важной задачи, как восстановление и сохранение экологического равновесия, особенно в природоохранных зонах и заповедниках. Одним из способов решения проблемы является строительство и развитие сетей специализированных кемпингов для туристов. Основным отличием кемпингов от мотелей, построенных вдоль крупных автодорог, является, прежде всего, место расположения и специфика размещения туристов, в корне отличающаяся от типовой гостиничной схемы. Анализируя опыт, накопленный западноевропейской туристической индустрией, можно сделать следующий вывод – кемпинги позволяют не только сохранять экологическую целостность и чистоту, окружающих их территорий, но и вносят значительный вклад в развитие природоохранных территорий и в повышении общей культуры, посещающих их туристов.

 

Развитие кемпингов как составляющая часть улучшения экологии водоемов

В настоящее время количество кемпингов в России настолько мало, что можно говорить скорее об их отсутствии, чем о каком-то вкладе в развитие туристической инфраструктуры. Вместо кемпингов туристам предлагаются всевозможные базы отдыха, представляющие собой, в основной массе, перелицованные пионерские лагеря или старые ведомственные профилактории. Чем же отличается типовой кемпинг от усреднено типовой базы отдыха? Прежде всего - идеологией.

Отдых в кемпинге – это семейный отдых и для этого в кемпингах создаются все условия, начиная с отдельно стоящих домиков, рассчитанных на размещение четырех – шести человек одновременно и заканчивая отдыхом в туристической палатке или специальном автокемпере – автомобильном домике-прицепе на колесах. Для обеспечения полноценного отдыха на природе, кемпинги имеют специальное оборудование и особую планировку, позволяющие принимать гостей на автомобилях и не только, с минимальными воздействиями на окружающую среду. И самое главное – все эти удобства предлагаются путешественникам по весьма демократичным ценам.

Отдых на базе отдыха – это, как правило, отдых в крупноформатных помещениях, предназначенных для коллективного времяпровождения. Отдельно стоящие, вновь построенные домики, рассчитаны на финансово обеспеченных постояльцев. Да и проживание в номерах гостиничного типа на территории базы, обходится достаточно дорого. Далеко не все базы отдыха оборудованы специализированными автомобильными стоянками, что неблагоприятно сказывается на местной экологии. Самое главное отличие баз отдыха от кемпингов – месторасположение. Основное количество баз отдыха несколько десятилетий находятся в местности, не представляющей для рыбаков и охотников ни малейшего интереса. В ближайших к ним водоемах рыба давно выловлена или потравлена, окрест лежащие леса замусорены, и дичь в них или выбита или распугана. Кемпинги, использующие при строительстве и эксплуатации современные технологии, можно располагать непосредственно в природоохранных зонах и заповедниках. Специально подготовленный и обученный персонал кемпингов в состоянии обеспечить соблюдение всех правил нахождения туристов в данных, особо охраняемых местах.

Кемпинги, за счет использования последних достижений строительной индустрии, могут предоставлять свои услуги практически круглогодично, что позволяет пользоваться их услугами широким слоям населения с самыми различными представлениями об активном отдыхе. Это, в свою очередь, существенно влияя на экономическую эффективность кемпингов, позволяет поддерживать в них относительно невысокие цены на предоставляемые услуги при стандартном уровне сервиса.

Учитывая всё выше изложенное, можно уверенно утверждать, что с точки зрения инвестирования, строительство и развитие сетей кемпингов, является одним из наиболее привлекательных направлений в туристической индустрии современной России. Остается надеяться на то, что высказывание Отто фон Бисмарка – «Русские медленно запрягают, да быстро ездят» окажется не вполне справедливым в своей первой части. Кемпинги России нужны были уже вчера…