Статьи :: Мы едем, едем... часть 3
Виктор Лебедев

 

Мы едем, едем, едем…(Кемпинги по дороге в Калугу, окончание)

 

Удовлетворив своё любопытство, посещением Волоколамска, я остановился перед пересечением с Новорижским шоссе (М9 «Балтия»). Размявшись и перекусив, я принял решение – ехать далее по дороге Р108 на Рузу. Никогда до этого я по ней не ездил и, как оказалось, не зря. Да и Волоколамск меня ни чем особенным не поразил. Типичный подмосковный город с остатками Сталинских домов, огромным количеством «хрущевок» и хаотичным вклиниванием нео-русских стекляшек с Лужковским коньком вместо нормальной крыши. Достаточно большое количество деревянных домов, что удивило – думал во время войны от них мало, что осталось. В итоге, общее впечатление такое, если вам не надо проезжать этот город, то и не стремитесь сюда специально. Кроме достаточно обычной для Подмосковья церкви, я не нашел, что сфотографировать.

 

Итак, я пересек М9 (жаль, в этот раз не довелось по ней проехать – отличное шоссе) и поехал по Р108 по направлению на Рузу. Дорога не понравилась. Не очень хорошее качество покрытия, пыльные обочины и сельскохозяйственная техника на них, не позволяли расслабиться и получить удовольствие. Въехав в хорошо знакомую Рузу, я испытал облегчение. Видимо возраст берет своё – не осталось во мне тяги к прокладыванию новых маршрутов. В Рузе – дорожно-ремонтные работы. Это хорошо, но немного не вовремя – жарко, да и усталость после семисот километров начинает давать о себе знать. Выезжаю из Рузы по А108 и еду в сторону Дорохово. Удивительно, но изменение буквы в названии дороги – Р108 на А108, изменило и её качество. Дорога стала значительно лучше или мне это просто показалось – уж очень я стремился быстрее попасть на старые проторенные мною еще в 80-е годы дороги.

Дорохово – типичный ПГТ при железнодорожной станции. Быстренько проскочил его. Затем пересек Минское шоссе (М1) и далее по продолжению А108 в сторону Боровска и Балабаново. Я не случайно написал Боровск, хотя он и находится чуть в стороне от дороги, примерно 7 – 8 километров. Стыдно признаться, но проезжая мимо не один десяток раз, я так и не удосужился заехать и посмотреть на древний город и находящийся в нём Пафнутьев-Боровский монастырь. Твердо решил в эту поездку пробел восполнить. Километров через пятьдесят я увидел искомую развилку с указателем на Боровск и скоро уже въезжал в старинный русский город. Экскурсии по Боровску не получилось – тяжело всё же перестроится с ритма трассы на спокойное созерцание окрестностей. Поэтому я просто сделал фотографии того, что попалось на глаза, чтобы был дополнительный стимул к исследованию окрестной в более благоприятное время.

 

Боровск.

 

Кемпинги по дороге в Калугу 3101

 

Кемпинги по дороге в Калугу 3102

 

Кемпинги по дороге в Калугу 3103

 

Кемпинги по дороге в Калугу 3104

 

Кемпинги по дороге в Калугу 3105

 

Кемпинги по дороге в Калугу 3106

 

Кемпинги по дороге в Калугу 3107

 

К знаменитому Пафнутьеву монастырю я так и не смог проехать – заплутал в улочках города. Спрашивать местных жителей почему-то не стал – гордыня одолела. В итоге нашел совершенно случайно прекрасный вид на город и реку Протву.

 

Кемпинги по дороге в Калугу 3108

 

День, между тем, неуклонно клонился к вечеру и я решил, что двенадцать часов в дороге вполне достаточная причина, чтобы, наконец, без промедления двигаться в сторону конечной точки маршрута – мой родной любимый город Калугу.

 

От Боровска до Балабаново примерно 15 километров и столько же минут езды. Хорошая широкая дорога, проходящая мимо знаменитого Ермолинского военного аэродрома. Заросли кустов и деревьев помешали мне рассмотреть – есть ли самолеты на аэродроме. Раньше их было достаточно много, в основном транспортных типов, но может быть неутомимый Сердюков сумел и этот аэродром распахать под дачные участки – не знаю. В Балабаново выехал на Киевское шоссе или, как оно сейчас называется – трассу «Украина» (М3). Очередная реконструкция трассы началась более десяти лет назад и, в вяло текущем дорожном шизофреническом режиме, продолжается и по сей день. Качество покрытия на троечку, что меня расстроило и удивило. Сам видел, как капитально делался ремонт. Снимали не просто покрытие, но и полностью делали новую грунтовую подушку, вгрызаясь на пару метров в глубину с одновременным расширением дороги. Тем не менее – трещины, колеи и даже ямы. Сотку километров до Калуги я пролетел на одном дыхании, даже про фотоаппарат забыл. Пришлось обратиться к знакомым по интернету фотографам, чтобы они разрешили использовать их фотографии для иллюстрации моего отчета.

 

Немного истории. Старинный русский город Калуга находится на возвышенности ниже слияния двух рек – Оки и Угры. На сегодняшний день принято считать датой рождения города 1371 год – в летописях этого года впервые встречается название поселения на Оке – Калуга. Хотя местные краеведы считают, что город возможно старше примерно на двести лет, документальных подтверждений этому пока не найдено. Город долгое время исполнял функции пограничного сторожевого города Московского княжества. Знаменитое стояние на Угре проходило всего в двадцати километрах северо-западнее. В смутные времена всё было как у всех на Руси в то время – местные крестьянские восстания, самозванцы, атаманы, разбойники и т.п. К царствованию Екатерины Великой Калуга была купеческим городом с развитой торговлей, чему способствовала система судоходных рек и достаточно развитая сеть дорог между городами – Тула, Брянск, Смоленск, Вязьма. Екатерина Великая, знакомясь со своей империей, удостоила своим посещением и Калугу. Благодаря её личному участию и указанию был принят генеральный план развития Калуги и выделены казенные деньги на строительство многих достопримечательностей города, формирующих его облик и по сегодняшний день. К революции 1917 года Калуга подошла мещанским уездным городом. Кроме исключительной красоты местности и самого города, ни чем особым не выделяясь. В городе насчитывалось около 40 церквей вместе с действующими монастырями, число жителей было около 60 тысяч.

В 1892 году произошло событие, повлиявшее на дальнейшую судьбу города. В Калугу из Боровска был переведен учитель математики Константин Эдуардович Циолковский (1857 – 1935). Ученый-самоучка, изобретатель, основоположник теоретической космонавтики. Я не буду писать о его роли в жизни города – она и так понятна. После Октябрьской революции в Калуге начала развиваться машиностроительная промышленность. В пятидесятые годы ХХ века в Калуге с появлением НИИ телемеханических устройств начала развиваться оборонная и радиотехническая промышленность. До 1980 года Калуга была закрытым для посещения иностранцами городом. Практически все заводы города работали на оборонную промышленность. Большое количество квалифицированных кадров помогло Калуге пережить, хотя и не без потерь, «перестройку» и в ХХI веке стать одним из центров создающейся в России автомобильной индустрии. Число жителей в настоящий момент около 450 тысяч человек. Писать о родном городе – занятие неблагодарное, поэтому я решил ограничиться небольшим количеством фотографий с комментариями и без. Конечно же, всё это надо видеть своими глазами.

 

Дамба, ведущая к парадному въезду в город со стороны Москвы.

 

Кемпинги по дороге в Калугу 3109

 

Въезд в город – мост через Оку.

 

Кемпинги по дороге в Калугу 3110

 

Въезд в Калугу со стороны Тулы через мост над Окой.

 

Кемпинги по дороге в Калугу 3111

 

Реконструированный мост через Оку.

 

Кемпинги по дороге в Калугу 3112

 

Парадный въезд в город на улицу Гагарина.

 

Кемпинги по дороге в Калугу 3113

 

Парадный въезд. Улица Гагарина. Памятник Юрию Алексеевичу.

 

Кемпинги по дороге в Калугу 3114

 

Кемпинги по дороге в Калугу 3115

 

Кемпинги по дороге в Калугу 3116

 

Кемпинги по дороге в Калугу 3117

 

Кемпинги по дороге в Калугу 3118

 

Кемпинги по дороге в Калугу 3119



Кемпинги по дороге в Калугу 3120

 

Кемпинги по дороге в Калугу 3121

 

Кемпинги по дороге в Калугу 3122

 

Кемпинги по дороге в Калугу 3123

 

Это лишь малая толика того, что стоит в Калуге посмотреть. Правда пока романтика путешествия на автомобиле в Калугу будет слегка подпорчена полным отсутствием кемпингов. Один кемпинг еще в СССР был запланирован рядом с трассой М3 в живописнейшем месте пересечения автодорогой реки Угра. Но случилась «перестройка» и вместо кемпинга построили коттеджный поселок, мотивируя это тем, что рядом есть мотель. Действительно, в паре километров в сторону движения на Москву есть автобусная станция и при ней гостиница с названием УГРА. В духе перемен, гостинцу слегка подкрасили и обозвали (именно так!) мотелем. Теперь есть мотель УГРА. На деле – типичная советская гостиница для транзитных пассажиров. Второй кемпинг запланировано сделать уже в наше время, но пока это скорее мотель в пяти километрах от Калуги на территории бывшего профилактория. Если планы удастся осуществить, то рядом с Калугой появится полноценный современный кемпинг европейского уровня. Более подробно о проекте, находящемся в стадии разработки, наверное, писать не следует. Хотя бы для того, чтобы не сглазить. Очень многое, в деле строительства кемпингов, сейчас предпринимается в Калужской области – благо культурных и природных объектов для туризма, здесь хоть отбавляй.

 

Кемпинги по дороге в Калугу 3124

 

На этом я решил закончить свой отчет о поездке в Калугу. О том, как я его провел, можно было бы написать еще больше, но это уже не соответствует тематике сайта. Тем не менее, я решил опубликовать одну фотографию прошлого года. На этом снимке то, что сегодня можно ловить в Оке, практически в черте города, что свидетельствует о чистоте воды. Это СОМ весом 14 килограммов, пойманный на донку. Наживка – лягушка. Счастливые рыбаки - мой зять и внук.

 

Кемпинги по дороге в Калугу 3125

 

Автор текста – Лебедев Виктор.

 

Благодарю Марину Шахматову, Маргариту Лебедеву, Александра Шебырева, Татьяну Г. – предоставивших мне часть фотографий для публикации в  данном отчете.