Статьи :: Автомобильный туризм на Северо-Западе - проблемы и перспективы
Иван Кучин, 10.05.2010

Исторические аспекты автотуризма

Человек всегда мешал путешествовать, открывать для себя новые миры, получать новые ощущения. Кому-то это присуще в большей степени, кому-то - в меньшей. Как поется в песне Андрея Макаревича:

Я с детства склонен к перемене мест
Я путаю прощанье и прощенье
Мне дорог в путешествиях объезд,
Всегда с трудом дается возвращенье.

Путешествовать по свету, свободно перемещаясь от одной точки к другой получалось не всегда и не у всех. Даже великие путешественники своего времени почти всегда, отправляясь в путешествие выполняли чью-то волю – будь то воля короля или военачальника, да даже, если на то пошло, и злой мачехи.

Ситуация поменялась, когда человечество изобрело автомобиль. Именно автомобиль, не поезд и не самолет. Именно это траспортное средство позволяет почувствовать истинную свободу и покорить пространство. Ни с чем не сравнимо удовольствие самомоу определять направление, скорость и стиль движения, делать остановки когда захочется, чувствовать себя хозяином покоряемого пространства. Из личного опыта скажу, что уже после нескольких поездок на автомобиле по Северо-Западу, я гораздо глубже стал понимать, что значит словосочетания «Моя страна». Это невозможно передать словами, это надо почувствовать.

camping prspective 11

Первый автомобиль в Германии был построен именно для индивидуальных путешествий. Не для перевозки грузов, не для каких-то других специальных целей, а именно для того, чтобы можно было одному-двум человекам быстро добраться из одной точки в другую.

Со временем, конечно, автомобилестроение развивалось и достигло в наши дни необычайных высот, но основная идея осталась прежней. Это можно подтвердить и статистикой. Производство и продажи легковых автомобилей сегодня намного превышает производство коммерческого автотранспорта (см. диаграмму), а ведь в него входят не только грузовики, но и автобусы, автокраны и другая специальная техника. И тенденция увеличения разрыва неуклонно свидетельствует о все большей популярности легковых автомобилей. Это же, в свою очередь, свидетельствует о возрастающем желании человека быть свободным от пространства, позволять себе больше перемещаться.

camping diagram 12

Но, не будем заниматься глобализацией этого вопроса, в конце концов, тема данного доклада не развитие автомобильной промышленности, а развитие туризма.

Итак, исходя из исторических предпосылок, нам удалось установить, что автомобиль и туризм есть два неразрывных понятия. Это подтверждается не только, как говорится, теорией, но и самой что ни на есть практичной практикой.

Кто же такие автотуристы. Это особый класс людей, предпочитающий всем другим видам транспорта именно автомобиль. И дело здесь далеко не в экономической составляющей, хотя и ее нельзя сбрасывать со счетов – считается, что путешествия на автомобиле являются самым «бюджетным» видом путешествий, естественно, при прочих равных условиях.

Производители, видя неуемную страсть отдельных людей к путешествиям стали предлагать специально изготовленные автомобили для семейных путешествий. В России такой вид автомобилей пока не пользуется популярностью, хотя и на наших дорогах вполне можно увидеть иногда целые караваны «караванов» (другое название – «кемперы»).

camping image 13

Это действительно особый мир, особая сообщность, социальная группа людей, которые испытывают удовольствие от того, что они едут и везут с собой сразу целый дом, оснащенный всеми благами цивилизации, естественно, оснащенность влияет на стоимость такого дома на колесах.

Такой вид туризма имеет свои ярко выраженные особенности. В отличие от организованного туризма, когда покупается путевка, организуется группа с определенными туристическими целями, будь то культурно-познвательные, рекреационные, исторические и другие, автотуризм в большей степени – индивидуальное занятие. Я бы даже сказал, семейное. Эту особенность необходимо учитывать, т.к. люди, предпочитающие этот вид туризма представляют собой индивидуалов, что ближе к «диким» туристам. И действительно – куда захотел, туда и поехал, где захотел, там и остановился.

Однако, большинству людей не свойственно прикладывать усилия для разработки маршрутов самостоятельно, предварительного изучения местности, туристических объектов, возможных трудностей и опасностей в дороге. Именно поэтому в европейских странах существует развитая инфраструктура, поощряющая такой вид туризма, предоставляющая автотуристам сервис и информацию, так необходимую им в дороге.

Зарубежный опыт развития (Скандинавия)

Говоря о европейских странах, прежде всего, хочется упомянуть скандинавские страны – Финляндию, Швецию, Норвегию. Собственно, почему именно их? Ответ на этот вопрос не содержит в себе откровения, эти страны для России, и в частности, для Северо-Западного ее региона являются ближайшими соседями. Есть еще страны Прибалтики, не так давно присоединившиеся к европейскому сообществу, но сравнение с ситуацией в них не так ярко подчеркивает картину и не позволяет провести параллелей и контрастов с ситуацией на Северо-Западе Российской Федерации.

camping fin 14

Кроме того, что упомянутые страны размещаются недалеко от России географически, а две из них имеют общую с Россией границу, можно отметить, что у них более-менее схожий с рассматриваемым регионом климат. Действительно, зимы там мягкие, летом преимущественно стоит теплая пасмурная погода. Это вызвано близостью Балтийского моря и теплых течений, но данный аспект выходит за рамки поднятой в докладе темы и мы лишь ограничимся констатацией данного факта. Конечно, существуют территории, как в России, так и в скандинавских странах, которые не подходят под климатические условия, описанные выше. Это область Лапландии в Финляндии, в Норвегии это провинции Тромсе, Нурланд, северные провинции Швеции. Но, как правило, эти территории малонаселенные, а основная часть населения, соответственно большая часть инфраструктуры находится в прибрежных районах. Говоря про Норвегию, хочестся сказать, что даже за полярным кругом там незамерзающее море с круглогодично рабоающими портами, которое оказывает свое благоприятное на прибрежную зону (5-10 км от берега), которая в свою очередь и является основным местом обитания граждан. Собственно, в России мы можем наблюдать схожую ситуацию – большниство населения проживает в районах с более-менее близким к скандинавскому климатом.

camping map 15

Кемпинги, также как и отели имеют свою классификацию от 1 до 5 звездочек. «Звездность» кемпинга зависит от разных параметров, как правило,  количество стоянок,  степень обеспечения электричеством, наличие душа и туалета, точки для приготовления пищи, детской площадки и т.д.

Присваивает классность кемпингу специальная комиссия, работающая в рамках «Ассоциации кемпингов». Ассоциация не только классифицирует кемпинги, но и способствует продвижению этого вида отдыха, как в своих странах, так и в соседних, потенциальных поставщиках потребителей туристского продукта. Согласно статистике (кстати, собираемой той же Ассоциацией), в кемпингах предпочитает останавливаться около четверти всех отдыхающих туристов. И эта цифра продолжает из года в год расти. О причинах этого явления уже было сказано выше.

camping map 16

Посмотрев на карту расположения кемпингов в скандинавских странах, можно невооруженным глазом оценить количество туристических точек.

В России по разным данным мы можем найти только несколько десятков кемпингов. Имеются в виду, конечно же, кемпинги сравнимые по уровню сервиса с зарубежными, а не просто стоянки на опушке леса. Из них в Северо-Западном регионе находятся только 3 (!). В статистические данные попадают также и гостиницы и некоторые другие туристические заведения, которые предоставляют определенные услуги для кемперов, такие как заправка водой, подлкючение электропитания к дому на колесах и т.д.

camping map 17

Перспективы автотуризма в Ленинградской, Новгородской, Вологодской обл., Республике Карелия.

Говоря о России, приходится признать, что кемпинговый вид туризма не так хорошо развит, как в соседних странах. Проезжая по одной из основных магистралей страны «Москва – Санкт-Петербург» можно встретить один-два кемпинга. О классификации говорить не приходится, каждый кемпинг по своему старается привлечь своих гостей, зачастую их даже сравнить не представляется возможным, т.к. нет универсального подхода.

Однако, время не стоит на месте и тяга людей к свободному демократичному и недорогому отдыху проявляется все сильней и сильней. На волне этих тенденций стали появляться организации, объединяющие в своей деятельности кемпинги различных направлений. Пока они создаются не владельцами отдельных кемпингов или их сетей, а производителями оборудования для кемпингов (в частности, компанией Hymer). Это и понятно, производителям как-то надо осваивать потенциально огромный российский рынок.

А потенциал у нашего рынка действительно высок. Если обратиться к Северо-Западу России, то в качестве потенциально интересных регионов для развития кемпингового туризма можно выделить Ленинградскую, Новгородскую, Вологодскую области, Республику Карелия. Условно, эти регионы можно поделить на несколько не противоречащих друг другу, но все же имеющих различия регионов, имеющих границы не всегда совпадающие с административными границами регионов Российской Федерации.

Среди этих территорий можно выделить:

Петербургский ареал - Санкт-Петербург и его окрестности (в дистанции 30-50 км)

Новгородский ареал – Ногородская, Псковская, южная часть Ленинградской области

Финляндский ареал – Ленинградская область (Карельский перешеек), Республика Карелия

Карельский ареал – территория Республики Карелия между Ладожским и Онежским озером, а также севернее этих озер

Ладожский ареал – Ленинградская область южнее Ладожского озера

Вологодский ареал – Вологодская область

Указанные ареалы соединяются развитой сетью автомобильных дорог, исключение составляет Вологодский ареал, который связывается с остальными только лишь одной федеральной трассой А114.

Все ареалы характеризуются наличием интересных туристических объектов, которые удобно и целесообразно рассматривать именно с точки зрения автомобильного туризма.

Здесь в первую очередь необходимо учитывать дорожную и придорожную инфраструктуру. Именно это обстоятельство и определило распределение территорий по туристическому принципу.

russia map 19

Как уже упоминалось ранее, отличительной чертой автотуризма является способ перемещения. Общие же направления могут быть различными. Однако, как было показано выше, благодаря особой психологии автотуристов, наиболее характерными направлениями являются такие как: экологический (посещение природных объектов), культурно-познавательный (посещение исторических объектов), событийный (участие в событиях и мероприятиях), активный (физкультура и активных отдых, рыбалка, охота).

Само по себе деление Северо-Запада России на ареалы, указанные выше, является весьма условным, в связи с тем, что автотуризм является уделом мобильных туристов, способных за день преодолеть весьма приличные расстояния. Эта особенность и вызывает особую эклектику в формировании туристических «жанров» - от экологического и культурно-познавательного до экстремального туризма. Поэтому с практической точки зрения не стоит придавать большого значения особенностям развития направлений туризма в каждом из указанных выше ареалов, но, однако при развитии инфраструктуры стоит учитывать и этот момент.

Что касается предпосылок развития автотуризма вообще, то среди них можно отметить следующие.

Расширение дорожной сети. Действительно, в последние годы наблюдается относительне улучшение как качества дорог, так и их количества. О полном удовлетворении всех пользователей дорого пока говорить не приходится, но можно отметить определенные тенденции в этом направлении, вызывающие определенный оптимизм.

Вместе с количеством дорог растет и так называемая их «оснащенность» - количество заправок, кафе, автосервисов, магазинов и прочих придорожных услуг, которые наверняка будут полезны путешествующим на своих желехных конях.

В Санкт-Петербурге с 2010 года имеет место быть грандиозный проект реконструкции аэропорта «Пулково». Как говорится, давно пора бы. Инвесторами являются аэропорт Франкфурта-на-Майне, Правительство РФ и некоторые другие международные инвестиционные компании. Проект предполагает значительное расширение аэропорта как в плане обслуживания пассажиров, так и в плане технического перевооружения. Также известно, что данный комплекс будет находится под управлением Фрапорта (аэропорта Франкфурта-на-Майне). Реализация этого проекта позволит увеличить поток туристов (в данном случае, всех приезжающих можно назвать туристами) в несколько раз, что повысит популярность Северо-Западного региона России как туристически привлекательного объекта.

Строительство нового морского терминала на Васильевском острове (проект «Морской фасад»), так же как и стоительство нового аэропорта даст городу и всему региону новые возможности для развития туризма. Говоря о «Морском фасаде» следует также иметь в виду, что предусмотрено строительство и паромного терминала, который предположительно будет обслуживать паромы Finlines. А это обстоятельство не может не сказаться на развитии автомобильного туризма, так как осноное назначение парома – перевозка автомобилей.

Таким образом, можно отметить, что имеются немалые перспективы для развития туризма в Северо-Западном регионе России.

Вероятные сценарии развития автотуризма

Рассмотренные предпосылки позволяют утверждать, что автотуризм на северо-западе будет развиваться. Каким образом это будет происходить?

Существуют несколько сценариев равзития ситуации, условно названных стихийным, государственным, сетевым и комбинированным.

camping scenario 19

Стихийный сценарий предполагает развитие ситуации без единой стратегии. Скорее всего, он будет реализовываться по действием частной инициативы, когда мелкие предприниматели станут шаг за шагом освивать эту нишу. Среди его преимуществ следует ометить поддержание высокго уровня конкуренции среди участников рынка, что может положительно сказаться на качестве услуг и на ценах. В качестве недостатоков можно рассматривать такие явления, как отсутствие взаимосвязи между провайдераи услуг, что не всегда удобно для потребителя, риск нанесения экологического ущерба окружающей среде, не всегда высокий уровень профессионализма среди инвесторов, управленцев и работников данного сектора рынка.

Государственный сценарий развития предполагает создание различных программ, прямые государственные инвестиции, а также меры по стимулированию частного бизнеса со стороны государства. Преимущества данного сценария сводятся к формированию более унифицированного стиля ведения бизнеса, чем в предыдущем сценарии, а также к возможности всестороннего информационного обеспечения через создание единой сети иформационных туристических центров. В качестве недостатков данного сценария развития можно отметить большую инерционность в принятии решений, а также недостаточно высокий авторитет государственных органов в бизнес-среде.

Сетевой сценарий предполагает выход на рынок крупной сетевой структуры, способной мобилизовать финансовые и другие ресурсы для развития данного вида бизнса. Ядро сети будет контролировать более мелкие бизнесы, строящиеся на частной инициативе, подобно тому как описано в первом сценарии. Одновременно, ядро сети будет оказывать исполнительным бизнесам услуги, которые помогут им в продвижении. Это, к примеру, могут быть единые дисконтные карты, помощь в получении лицензий, разрешение конфликтов между звеньями сети, защиту участников сети от внешних посягательсв (как юридическая, так и физическая), поддержание порядка и приствоение рейтингов на основе инспекционных проверок. Также неоценимыми окажутся и маркетинговые услуги со стороны ядра сети (сайт, рекламные и другие акции, и т.д.).

Комбинированный сценарий, исхдя из своего названия сочетает в себе элементы всех или некоторых из ранее описанных.

Риски и проблемы развития автотуризма

Не вызывает сомнения тот факт, что автомобильный туризм на Северо-Западе будет развиваться. Выше показаны причины данного зявляения и наиболее веорятные пути его реализации. Однако, сущетвуют факторы, которые могут помешать развиитию автотуризма. Наиболее вероятными предоставляются риски, характерные для всей российской экономики.

Финансовые риски – риски, связанные с непредсказуемостью поведения финансовой системы – 2009 год нам наглядно показал, что может произойти с кредитной системой страны, а вместе с тем и с показателями, характеризующими эффективность того или иного проекта.

Климатические риски. Северо-Запад России, несмотря на его близость к скандинавским странам, рассмотренным выше, все же отличается от них по климатическим особенностям. Климат здесь более континентальрый, особенно в ареалах, удаленных от Балтики. Для многих отдыхающих зимние морозы в сочетании с состоянием российских дорог и дорожной инфраструктуры являются серьезным препятствием при принятии решений о автомобильной поездке.

Криминальные риски также не следует сбрасывать со счетов. Если в крупных городах уровень жизни и стиль поведения жителей можно сравнивать с западным (отличия, безусловно, есть, но можно говорить именно об отличиях, а не о кардинально другом образе жизни), то в мелких поселениях вероятность социального протеста местных жителей весьма высока. Это может привести к нежелательным являниям со стороны местных жителей по отношению как к владельцам бизнесов, так к гостям.